11 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. В честь этой даты в Москве состоялось торжественное открытие памятника писателю. Монумент установили между 11 и 13 домами на улице Солженицына в Таганском районе. Памятник в бронзе и граните выполнил народный художник России, скульптор Андрей Ковальчук. Этот проект выбрали из 30 конкурсных работ. Скульптор работал над памятником полтора года — изучал архивные материалы, фотографии и знаковые произведения Солженицына, общался с вдовой писателя Натальей Солженицыной и его сыном Степаном. Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (11 декабря 1918, Кисловодск, территория под контролем Добровольческой армии — 3 августа 2008, Москва, Россия) — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), академик РАН (1997). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. А.И. Солженицын родился 11 декабря 1918 года. Писал художественную литературу и публицистику, а также исторические исследования. В 1974 году был лишен советского гражданства и выслан из СССР в связи с публикацией в самиздате романа «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 году А.И. Солженицыну присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Получить ее писатель смог только четыре года спустя, уже после высылки. В 1990 году А.И. Солженицын был восстановлен в советском гражданстве.

 

По материалам сайта ТАСС.

 

В Кондопоге продолжаются работы по консервации остатков сгоревшего летом храма Успения Пресвятой Богородицы. И, хотя это потребует больших усилий, власти Карелии намерены его восстановить. На крыше еще стучат молотками, а на нижнем ярусе уже принимают работу. Деревянное укрытие, которое достраивают вокруг алтарной части Успенского храма позволит реставраторам работать в любую погоду и тщательно обследовать то, что осталось от памятника 18 века. «Специально сделали такую конструкцию защитную для того, чтобы специалисты-реставраторы могли у нас ходить и непосредственно без установки строительных лесов вот эти элементы храма обследовать», - комментирует начальник Управления по охране объектов культурного наследия республики Карелия Юлия Алипова. О том, что храм обязательно нужно восстановить, заговорили сразу после пожара. Он случился 10 августа, когда подросток облил стену древней церкви бензином. Храма не стало в считанные минуты. Всю осень эти завалы разбирали волонтеры - студенты архитектурных вузов. Оставили даже самые поврежденные бревна в надежде найти и им применение. То, что осталось после пожара, сейчас вывозят на склад. Его бесплатно предоставило одно из местных предприятий. А благотворительный фонд ведет сбор пожертвований. За счет этих средств проведена консервация объекта. Власти Карелии подготовили заявку на финансирование через государственную программу «Развитие культуры и туризма». Впереди много сложной работы - подготовка проекта и сама реставрация. Мастерам предстоит вернуть к жизни один из самых красивых храмов Русского Севера. Для того, чтобы восстановить Успенскую церковь, понадобится больше ста миллионов рублей. Но деньги еще не всё. Нужны специалисты высокого класса и время. По самым оптимистичным подсчетам на возрождение храма уйдет десятилетие. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) — утраченный православный храм в городе Кондопога Республики Карелия, памятник заонежской деревянной архитектуры, объект культурного наследия федерального значения. Сгорела в августе 2018 года. Располагалась в исторической части города (бывшее село Кондопога), на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу. Строительство 1774 год.

 

По материалам сайта телеканала «Культура».

 

С 7 по 9 декабря в Москве прошла Конференция городов-участников “Том Сойер Феста”, в которой приняли участие более 70 человек из 22 городов России, где в этом году проходил фестиваль. В “нулевой” день конференции участников принимал колледж “26 кадр”, на базе отделения реставрации которого действует один из ведущих центров по деревянному зодчеству в России.

Специалисты колледжа провели для координаторов “Том Сойер Феста” мастер-классы по реставрации дерева, кирпича и металла, а также ответили на вопросы о применяемых в этих работах технологиях и материалах. Затем в теоретической части программы гостям конференции прочитали лекции специалисты Института экономики РАН доктор экономических наук Валентина Музычук и старший научный сотрудник института Екатерина Хаунина. Они рассказали о финансировании сохранения и реставрации объектов культурного наследия в России, а также о техниках работы в этой сфере со стороны некоммерческих организаций в странах Европы и США.

Затем координатор “Томск Сойер Феста” Андрей Иванов посвятил свой доклад успешной томской программе “Дом за рубль”, в рамках которой уже почти два десятка исторических зданий удалось передать инвесторам (это очень хороший результат по сравнению с аналогичными программами в других регионах России). Следующие два дня конференции проходили в здании Центрального совета ВООПИиК. Здесь участники конференции рассказали о том, как проходил фестиваль в их городах. Выступили представители “Том Сойер Феста” из Боровска, Кирова, Кимр, Рязани, Омска, Томска, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Воронежа, Челябинска, Калуги, Казани, Вологды, Бузулука, Богатого, Нижнего Новгорода, Ельца, Урюпинска и Уфы. К сожалению, не успела выступить представительница Тюмени, которой пришлось уехать с конференции раньше. Презентации городов удалось не превратить в “выставку достижений народного хозяйства” или наоборот в “жалобную книгу”. Обсудили как интересные находки в разных городах, которые можно будет в будущем применять и в других, так и серьёзные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться организаторам.

Кроме того, в рамках конференции прошёл ряд круглых столов и рассказов о разных технологиях и решениях. Состоялась встреча с представителями партнёров фестиваля в разных городах — компаний Neomid, Леруа Мерлен, Tikkurila и фонда сохранения исторического наследия “Внимание”. О том, как организовать в рамках “Том Сойер Феста” кампус с участием иностранных волонтёров (первый из которых прошёл в Самаре минувшим летом) рассказали самарский кемплидер Екатерина Ананьева и представитель клуба международного взаимодействия “Пассаж Зебра”.

В заключительный день конференции также прошёл очень важный круглый стол о юридических аспектах волонтёрской деятельности и работе добровольцев на объектах культурного наследия. На нём выступили зампредседателя Центрального совета ВООПИиК Денис Юдин, помощник президента Татарстана Олеся Балтусова и представитель проекта “Общее дело”, занимающегося волонтёрской деятельностью на исторических храмах Русского Севера, Дарья Фетисова. Кроме того, о близком по духу “Том Сойер Фесту” проекте “Вспомнить всё”, специализирующимся на реставрации исторических вывесок и других объектов исторической среды с помощью краудфандинга, рассказала одна из его создательниц Наталья Тарнавская.

 

По материалам сайта «Том Сойер Фест».

 

Доходный дом купца Алексея Пантелеева на Старой Басманной улице признан объектом культурного наследия регионального значения. Об этом сообщается на сайте Мэра и Правительства Москвы. Руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов отметил, что «здание сохранило первоначальный облик и обладает архитектурно-художественной ценностью. Доходный дом купца Алексея Пантелеева просматривается со стороны Старой Басманной улицы и формирует ее архитектурный облик». Каменный трехэтажный дом был построен в 1874 году по проекту архитектора Николая Колыбелина и является образцом городской эклектики XIX века. Здание имеет подвал и мезонин, увенчанный фигурным фронтоном. Пилястры украшают фасад, выступы в виде зубцов ‒ карниз, а окна обрамлены наличниками. На лестничных клетках уцелела первоначальная отделка ‒ карнизы и перила. Жилье здесь снимали горожане среднего достатка. Стоит отметить, что здание остается жилым и сегодня: на его первом этаже расположены офисные помещения, на втором и третьем ‒ квартиры. Статус объекта культурного наследия обеспечивает зданию охрану государства.

 

По материалам сайта телеканала Культура.

 

 

В столице наградили лауреатов VIII конкурса «Московская реставрация». Вручали премию по традиции в здании Театра имени Моссовета. С 2011 по 2018 год в Москве провели беспрецедентные по масштабу реставрационные работы: специалисты восстановили более 1160 объектов культурного наследия. В 2018 году была завершена реставрация 184 памятников. Благодаря этим мерам доля московских памятников, которые пребывают в неудовлетворительном состоянии, снизилась с 39 процентов в 2010 году до шести процентов в настоящее время. Конкурс «Московская реставрация» учрежден в 2012 году с целью развития традиций московской школы реставрационного искусства и повышения общественного интереса к изучению городских памятников истории и культуры. За это время его лауреатами стали 289 специалистов и организаций. В этом году было подано рекордное количество заявок - 105. Лауреатами стали 46 специалистов и организаций, которые участвовали в реставрации 23 объектов культурного наследия. Среди них: Малый театр, мастерская Веры Мухиной в Пречистенском переулке, особняк Анны Кекушевой на Остоженке, Палаты бояр Романовых, фонтан «Золотой колос», павильоны «Земледелие» и «Космос» на ВДНХ. Последний был отреставрирован в рекордные сроки - за 14 месяцев.

 

По материалам сайта телеканала Культура.